При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Способность организмов реагировать специфическими реакциями на изменение внешней и внутренней среды называется:
Редуцентами являются:
Укажите функциональную группу, в которую входит организм, пропущенный в следующей цепи питания:
кедр → жук-короед →... → куница.
Совокупность популяций микроорганизмов, населяющих определенный биотоп, составляет:
На материковой части биосферы наибольшей биомассой обладают:
Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Кувшинка белая:
(1)Цветки у кувшинки белой плавающие, одиночные, белые, крупные (до 20 см в диаметре). (2)Цветет она с июня до сентября, цветки опыляются насекомыми. (З)Опыленные цветки погружаются в воду, где происходит созревание и разрушение плода (на следующий год в августе — сентябре). (4)Плоды у кувшинки шарообразные, многосемянные, с крупным мешковидным выростом. (5)Кувшинка произрастает в водоемах, богатых биогенными элементами. (6)Она встречается в озерах, каналах, заводях рек с медленно текущей водой на глубине до 2,5 м.
Репликацией называется:
Клетка, обозначенная на схеме оогенеза цифрой 1:
Из четырех предложенных химических элементов три можно объединить в одну группу (по их процентному содержанию в живых организмах). Укажите элемент, который не входит в эту группу:
Зависимость жизнедеятельности организма от солености воды выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 5 ‰. Какие пределы выносливости по отношению к солености воды будет иметь организм?
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Одним из способов транспорта веществ через плазмалемму является диффузия. Укажите характерные для нее признаки:
а) осуществляется без затрат энергии;
б) связана с работой ионных насосов;
в) обеспечивает перемещение воды, молекулярного кислорода;
г) одной из ее разновидностей является транспорт в мембранной упаковке.
Для комбинирования признаков разных пород одного вида в селекции применяют:
Установите соответствие:
1) рибоза
2) альбумин
а) входит в состав АТФ
б) выполняет регуляторную функцию
в) обеспечивает иммунную защиту организма
г) по химической природе относится к углеводам
д) обеспечивает транспорт веществ по кровяному руслу
Укажите важнейшие функции веществ в живом организме:
1 — защитная
2 — регуляторная
3 — каталитическая
а — амилаза
б — трипсин
в — кортизол
г — гемоглобин
д — интерферон
е — фибриноген
Установите соответствие:
1 — аналогичные органы
2 — гомологичные органы
а — крылья соловья и крылья осы
б — жало пчелы и яйцеклад кузнечика
в — колючки кактуса и хвоинки пихты
г — корнеплод морковии луковица тюльпана
д — плавательный пузырь карпа и легкое синицы
В кариотипе диплоидного вида астры 18 хромосом. Составьте полиплоидный ряд представителей рода Астра, используя перечисленные наборы хромосом:
а — 9; б — 27; в — 34; г — 16; д — 36; е — 19; ж — 17; з — 54.
Даны пять пар примеров органов (структур) животных, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:
а — лист одуванчика и ловчий аппарат росянки
б — трахеи насекомых и трахея человека
в — конечности речного рака и конечности ящерицы
г — передние конечности лягушки и ласты кита
д — ядовитые железы змеи и слюнные железы человека
Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):
На схеме строения корня растения цифрой 3 обозначена зона:
На рисунке изображен лист:
Спирогира:
Укажите признаки, характерные для насекомых:
а — кровеносная система замкнутая
б — одна пара усиков
в — развитие большинства видов прямое
г — рост личинок сопровождается линьками
Укажите признак, не характерный для представителей отряда Прямокрылые:
Определите гриб по описанию:
— сапротроф;
— мицелий образован длинными гифами, разделенными на отдельные клетки;
— на концах разветвлений гиф расположены цепочки спор.
Для растения с такими листьями (см. рис.) характерен плод:
У безубки:
а — фильтрационный способ питания
б — раковина цельная, имеет вид башенки, колпачка или кольца
в — вторичная полость тела
г — развитие с личиночной стадией
Охарактеризуйте тип Круглые черви:
а) ткани и органы развиваются из двух зародышевых листков; б) в кожно-мускульном мешке имеется слой продольных мышц; в) задний отдел кишечника заканчивается анальным отверстием; г) раздельнополые; д) представителями являются луковая нематода и нереис.
Укажите правильные утверждения:
а) зеленые мхи укрепляются в почве при помощи ризоидов; б) сфагнуму и щитовнику для оплодотворения
необходимо наличие воды; в) у всех споровых растений листостебельное растение является спорофитом;
г) папоротники выращиваются как декоративные растения в помещениях и в открытом грунте; д) лист кукушкиного льна и орляка состоит из одного слоя клеток двух видов: одни — живые, зеленые, другие — мертвые, бесцветные, водоносные.
Укажите признаки сходства ракообразных и паукообразных:
а — наличие окологлоточного нервного кольца
б — трахейное дыхание
в — отсутствие усиков
г — двусторонняя симметрия тела
д — питание только жидкой пищей
Установите соответствие:
1 — щитовник мужской
2 — лиственница сибирская
3 — кукушкин лен обыкновенный
а — спорангии собраны в сорусы
б — молодые листья скручены улиткообразно
в — семена содержат запас питательных веществ
г — занесено в Красную книгу Республики Беларусь
д — половое поколение прикрепляется к субстрату ризоидами
Скелет пояса верхней конечности человека включает:
Установите соответствие между представителями органического мира, изображенными на рисунках I—III, и их характерными признаками:
а — нервная система разбросанно-узлового типа
б — развитие из двух зародышевых листков
в — незамкнутая кровеносная система
г — двусторонняя симметрия тела
д — развитие со сменой хозяев
е — наличие стрекательных клеток
На рисунке цифрами 5 и 6 обозначены кости:
Укажите утверждение, верное для дыхательной системы человека:
Вставьте пропущенное звено в схему, отражающую особенности строения органа слуха человека:
Нервы, кровеносные и лимфатические сосуды кожи у человека расположены:
Выберите утверждения, верные для слуховой сенсорной системы человека:
а — по слуховой трубе звуки проходят к барабанной перепонке
б — распознавание звуков осуществляет центральный отдел слуховой сенсорной системы, который расположен в коре височных долей больших полушарий
в — мембрана овального окна соединена со стремечком
г — ушная сера вырабатывается клетками наружного слухового прохода и обладает бактерицидными свойствами
д — для сохранения хорошего слуха в качестве профилактики необходимо принимать антибиотики
Мужчина, сердце которого сокращается в среднем 75 раз в минуту, ехал в поезде в течение 4 часов. За этот период времени при таком ритме желудочки его сердца находились в состоянии диастолы:
Установите личность ученого и запишите только фамилию:
— русский ученый и просветитель, живший в 1829—1905 гг.;
— И. П. Павлов считал его «отцом русской физиологии»;
— в работе «Рефлексы головного мозга» он обосновал универсальность принципа рефлекторной деятельности;
— экспериментально доказал, что «работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого другого органа
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых животных:
A) волосы
Б) нервная трубка
В) гладкая мускулатура
Г) эпителий тонкого кишечника
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Ответ:
Укажите, какими цифрами на схемах эмбрионального развития животного (на примере ланцетника) обозначены:
A) гастропор;
Б) бластодерма;
B) первичная кишка
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2.
Ответ:
Выберите два утверждения, которые верно характеризуют топические связи популяций в биоценозах:
1) выгодные и обязательные для обоих организмов
2) один вид участвует в распространении другого вида
3) встречаются как среди растений, так и среди животных
4) примером является перенос цепких плодов череды лисицей
5) примером является изменение условий обитания для подроста и подлеска деревьями верхнего яруса
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Участок одной цепи молекулы ДНК содержит 150 генов. Каждый ген включает промотор из 180 нуклеотидов, закодированную информацию о 225 аминокислотах, 2 участка, не несущие информацию о синтезе белка, по 71 нуклеотиду каждый и терминатор из 1 триплета. Рассчитайте, сколько секунд понадобится для репликации этого
участка цепи молекулы ДНК, если ДНК-полимераза движется со скоростью 500 нм в секунду, а линейная длина
одного нуклеотида равна 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Установите соответствие:
А) появление полового размножения
Б) появление вторичноводных животных
В) развитие билатеральной симметрии у животных
Г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
Д) цветение ветроопыляемых растений ранней весной, когда на деревьях ещё нет листьев
1) ароморфоз
2) катаморфоз
3) алломорфоз
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A3Б3B2Г1Д1.
Ответ:
Выберите три признака, характерные для однодольных растений:
1) листья сложные;
2) корневая система мочковатая;
3) параллельное или дуговое жилкование листьев;
4) в проводящих пучках стебля отсутствует камбий;
5) число лепестков и чашелистиков в цветке кратно пяти (реже четырем);
6) проводящие пучки стебля расположены по кругу или сливаются в цилиндр.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) ясень; 2) рожь; 3) очиток; 4) вольвокс; 5) сальвиния; 6) подорожник.
Ответ:
Укажите три признака приспособления птиц к полету.
1) наличие грудного киля;
2) органы выделения — тазовые почки;
3)срастание ключиц с образованием вилочки;
4) дифференциация позвоночника на пять отделов;
5) хорошо развитые грудные и подключичные мышцы
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
На рисунка представлены схемы пищеварительных систем позвоночных животных. Определите, каким животным они соответствуют:
1) орёл
2) жаба
3) осётр
4) нутрия
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: A4Б3B2Г1.
Ответ:
Легочная вентиляция (ЛВ) определяется по формуле
ЛВ = частота дыхания х дь нательный объем.
Рассчитайте ЛВ человека (дм3/мин), если известно, что резервный объем выдоха составляет 1,1 дм3, жизненная емкость легких — 3,4 дм3, частота дыхания — 15 дыхательных актов (вдох-выдох) за 1 мин, резервные объемы вдоха и выдоха равны.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Человек непроизвольно отдернул руку от горячего предмета. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:
1) спинномозговой ганглий
2) аксон вставочного нейрона
3) аксон двигательного нейрона
4) передние рога спинного мозга
5) аксон чувствительного нейрона
6) дендрит чувствительного нейрона
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Ответ: